Размышления про успешность и неуспешность

Успешность и неуспешность

Приходилось ли вам размышлять о людях, которые считают себя не успешными? 

Мне, в силу многоплановости собственного жизненного опыта,  
доводилось соприкасаться с представителями различных категорий общества. 

Выделил для себя две разновидности таких "неуспешных" персон. 

  • Первая, - это те, которые не считают себя успешными. 
  • Вторая, - те, которые считают себя не успешными.

Судя по социальному положению первых, никому и в голову не придет мысль о том, что этих людей может сопровождать стойкое ощущение не восприятия себя успешным человеком. 

Подчеркиваю, речь идет именно об ощущении. Рассудок его не может не утверждать обратного. Но доводы разума бессильны перед собственными ощущениями и часто отступают, где-нибудь, когда такой человек оказывается наедине с самим собой.  Очень часто это - их тайна. И доверяют они ее осторожно, и очень близким по духу людям.

Наверное, многим будут знакомы следующие размышления, приведенные в вольном пересказе: 



"Вы знаете, иногда накатывает непреодолимая тоска. С возрастом все чаще. Возможно, это философское ощущение бренности бытия. Но, я - взрослый человек и, как бы, знаю, что жизнь неизбежно закончится. Незаметно для себя начинаю думать о бренности собственного существования. И эти размышления приводят меня к вопросу значимости своей персоны. И она в моих глазах не столь уж и значима. А, скорее, совершенно не существенна. Что я собой представляю, кроме того, что достиг социально? Отними все это у меня – кто я? И все мои усилия представить себя успешным человеком не имеют, в такие минуты, никакого обоснования".

По статусу, который занимают, например,  в коллективе представители второй категории указанных людей, трудно предположить, что они склонны считать себя не успешными. 

Они не лишены авторитетности во всех сферах их существования. Но бытие их сопровождается явно очерченной социальной прозаичностью.  

В отличие от первых, они имеют рассудочное обоснование своей не успешности в жизни. При этом, подчас их  сопровождает обоснованное ощущение, что они обделены судьбой. 

Некоторые из них говорят об этом открыто, якобы демонстрируя свое терпимое отношение к происходящему. 

Другие - молча пытаются осознать алгоритм происходящего. Но им сделать это практически не удается, и в конечном итоге часто они смиряются со своей "невезучестью". 

На приеме у психолога они говорят в отношение себя примерно следующее: 

"В общем-то, я не могу пожаловаться на свою судьбу. Но многое у меня складывается не так, как бы я хотел. Иногда возникает ощущение, что очень мало в моей жизни зависит от меня. Но иногда накатывает мысль, что сам я - причина всему, что происходит. В такие моменты размышлений кажется, что поступаю скоропалительно и не логично. В общем, часто двоякое состояние. Но понятно одно, - многое не так, как бы я хотел. И говорить о собственной успешности с полной уверенностью я не могу. Одним словом, несуразности хватает".     

Перед нами ничем, в принципе, не примечательные образцы "рабочего" состояния любого мыслящего человека. Но это  состояние имеет потенциально опасное  соседство с таким явлением, как "эмоциональное выгорание". 

Правда, оно пока только  обозначено в науке. И предшествующая ему степень разрушенности субъекта еще не очевидна. 

Поэтому, с одной стороны, мы располагаем легкомысленным отношением к данному явлению. С другой, - мы не можем объяснить, или никак не объясняем такое, в частности, явление, как крайний алкоголизм в социально-недетерминированной среде. 

И, будучи не в состоянии в своих размышлениях дать исчерпывающее обоснование, тактично "отворачиваемся" от феномена "спившихся" врачей, инженеров, прокуроров, бизнесменов. То есть, людей, у которых должно было хватить ума не дойти до такого плачевного состояния.

Наш интеллект представляет собой более осязаемое явление, нежели наши эмоции. Видимо, этим, в решающей степени,   объясняется доминирующая акцентуированность наших представлений на рассудочном составляющем человеческого бытия. 

Эмоциональное составляющее стало объектом внимания сравнительно недавно. Основной причиной для этого выступило осознание невозможности объяснить многие стороны жизни человека в концепте приоритетности разума.
  
Вышеприведенные "исповеди" у психолога характерны тем, что мы в своей жизни учитываем, главным образом, логику разума. 

А он нам вполне обоснованно твердит, что все у тебя хорошо. Он находит конкретные ответы на наши расплывчатые вопросы. Вывод из этих ответов разума напрашивается не оптимистический: если у меня все хорошо, и это меня не радует, значит, что-то со мной не так. 

А "не так" - это непременно, что-то не нормальное, так как объективного повода для печалей нет. И мое эмоциональное состояние совершенно не адекватно происходящему. А то, что очень часто эмоции далеко не следствие, а очень часто первопричина, - никому и в голову не приходит.

Подкрепляя сказанное метафорой, приведу сравнение, о котором уже писал в статье "Эмоциональный интеллект - главный фактор успешности". 

Человек, в сочетании своего когнитивного и аффективного (разума и эмоций) напоминает песню, где одновременно наличествуют слова и мелодия. 

Выстроенные в стихотворной логике слова напоминают наш рассудок, а мелодия очень схожа с нашим внутренним эмоциональным сопровождением деятельности разума. 

Мелодия придает очень существенную дополнительную окраску словам. И, надо сказать, довольно часто решающую. Бессодержательные слова она наполняет смыслом, трагические задором, незатейливые – глубокой подспудной идеей.  

Размышляя в той же форме метафоричности, можно сказать, что корень успешности и не успешности кроется в нас самих. В зависимости от той эмоциональной мелодии, что звучит в данный момент в душе, каждый способен перенести себя из одной категории людей в другую. Такие ежедневные усилия непременно оправдают себя результатом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.

Поделитесь с друзьями

[001] | [002] | [003]