Корысть - неписаный закон человеческих взаимоотношений

Корысть, как и половой инстинкт, естественное свойство каждого из нас
Корысть, как и половой инстинкт, естественное свойство каждого из нас. И если половой контакт приносит физиологическое удовольствие, то корысть, через социальный контакт, дает удовольствие нашей душе. Другими словами, доставляет нам ментальное удовольствие. Хотя, многие сексологи и про половые отношения, не сопровождающиеся ментальным удовлетворением, говорят как о простом «трении слизистых».

Действительно, совпадений очень много. Не это ли привело З. Фрейда к небезосновательным размышлениям о сублимации.

Впервые открытое размышление о собственной корысти было услышано мной при весьма интересных обстоятельствах. 

Шло заседание ученого совета в одном из вузов. Преподаватель кафедры общественных наук по одному из вопросов повестки дня оказался в позитивном смысле в центре внимания. Его хвалили. Действительно, сильный преподаватель и прекрасный оратор. Студенты в нем души не чаяли.

Но ответное слово на акт признания его заслуг он произнес в свойственной ему манере. То, что он сказал, стало притчей во языцех на многие месяцы. 


А сказал он примерно следующее: «За что вы меня хвалите? За то, что я удовлетворяю свою корысть? За то, что я получаю удовольствие? Да, моя работа для меня – это непрерывный душевный оргазм. Так что, не следует меня так уж возносить». 

Осознавая и признавая свою корысть, данный преподаватель, скорее интуитивно, не захотел ограничиваться простым удовлетворением от похвал за полученное удовольствие от работы. Он приумножил и растянул это удовольствие на многие месяцы, подтвердив статус непредсказуемого в своей оригинальности человека.

Негативное отношение к явлению, которое обозначается словом «корысть», определяется не только тем, что оно характеризует стремление человека к материальным выгодам. Так уж исторически сложилось. 

Но каждый думающий человек осознает, что данное слово отображает более глубокое явление, чем материальное стяжательство, для обозначения которого есть точные слова - «алчность», «жадность» и т.п.

Древние, утверждая, что в основе каждого, не только благого, поступка, но и помысла преспокойно располагается наша корысть, возводили это явление в основной неписаный закон человеческих взаимоотношений. 

Мы же, точно так же, как в свое время открещивались от секса в советском обществе, самоотстраняясь внешне от корыстности в себе, вносим в свое сознание беспросветную путаницу.

Кстати, в то славное, «без сексуальное» советское время многие женщины, опасаясь выглядеть распущенной, не признавались в том, что получают удовольствие от близости с мужчиной. Возможно, не признавались даже себе самой. И с их стороны согласие на такой контакт выглядело огромным самопожертвованием, часто требующим громадной благодарности. Вот оно – яркое проявление отрицания собственной корысти.

Если вернуться к вышеприведенному примеру, то многие припомнят банально звучащее, но все же обвинение: «Я отдала тебе свою девственность». В те годы девственность действительно была ценностью. И тут нечему удивляться. 

И, коль уж мы стали говорить о женщинах в рамках наших размышлений, стоит добавить, что сегодня укоры жен имеют иные содержательные конструкции. Типа: «я отдала тебе лучшие годы жизни», «я пожертвовала ради тебя лучшим временем своей жизни» и т.п. 

Даль в своем словаре производным от слова «корысть» видит корень «корить». Это правильно. Но только в том смысле, что, не признавая постоянного наличия корысти в себе, мы оставляем за собой право «корить» других, выматывая их своими обвинениями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.

Поделитесь с друзьями