Психологическая напряженность в новом коллективе

Психологическая напряженность вхождения в новую среду имеет свои причины
Всякая новая общественная среда в первое время психологически напрягает. Это известно всем, но мало кто находит необходимым задуматься, почему так происходит. 

Как правило, мы относим напряженность первых дней к своей встревоженности,  возникшей от  неизведанных обстоятельств. Эта убежденность не позволяет увидеть внешний фактор, который, в данном случае, является основным. 

Напряженность вхождения в новую среду обуславливается поведением "встречающих". 

В каждом коллективе есть такая категория людей, которых в данном случае можно назвать "встречающими". Какое бы место они не занимали в иерархии коллектива, именно ими находится любая возможность первого столкновения с нами. 



Нельзя сказать, что они агрессивны, но налет превосходства ощущается всегда. У них появилась возможность насладиться своим желанным состоянием. Новички для них, пусть временный, но очень желанный объект. 

В последующем, когда удается преодолеть эту проблемную прослойку, как дерн при земляных работах, и добраться до основной части коллектива, напряженность отступает. 

Так называемый "адаптационный период" это, на самом деле, период преодоления самоутверждения определенной части любого сообщества. 

В противовес "встречающим", в каждом новом коллективе буквально с первых дней мы сталкиваемся с категорией "принимающих". Эти люди всем своим видом подбадривают нас. Они не столь назойливы, чем первые, при этом присутствие их рядом с нами ощутимо. Может показаться странным, но их влияние на нас менее значимо, чем воздействие первых.

Основную часть любого социального сообщества, как мы замечаем, отличает отсутствие навязчивого желания продемонстрировать свое превосходство. Они могут быть разными: молчаливыми и разговорчивыми, спокойными и вспыльчивыми, справедливыми и изворотливыми, словом, всякими. Они могут нравиться нам, или быть неприятными, но ярко выраженного желания превосходства у них нет. 

Разные категории людей


Мы решаем свои различные проблемы при помощи различных людей. И часто делаем это, даже не осознавая, по наитию. Внешние, бытовые проблемы мы решаем с участием одних. И никогда, при этом, не обратимся к этим же людям со своими глубинными проблемами. 

К некоторым мы не обращаемся никогда, даже при наличии приятельских отношений. С проблемами душевного порядка мы, если нужно, обращаемся к другим, и очень редко будем обращаться к ним с иными проблемами. Хотя и знаем, что они постараются нам помочь. При этом мы всегда испытываем к последним легкое пренебрежение.

С годами в нашем окружении вычерчивается две категории нужных людей. Одни – для радости и веселья, другие – для горестей и печалей. Только вторых мы вспоминаем реже, при необходимости. И им как-то редко находится место за нашим "столом праздника жизни". 

И только с возрастом, уже имея за плечами опыт потерь и утрат, многие из нас начинают понимать, что есть категория людей, напоминающих, по своей ценности, соль в пище. 

В юные годы мы еще далеки от такого понимания и, следовательно, положение таких людей в нашем сообществе напоминает положение старшего сына в Библейской притче "О возвращении блудного сына".

Мы понимаем, что говорится о милосердии, но ощущение несправедливости, при всем нашем старании, не покидает при чтении данной притчи. Даже если несправедливость "законна", она все равно остается несправедливостью. Она - в неравномерности внимания к "сыновьям". 

И глубина притчи в том-то и состоит, что демонстрируется естественная, но несправедливая не равноценность наших отношений к людям, окружающих нас.

Возвращаясь к проблеме, затронутой в начале статьи, хочется задать самому себе резонный вопрос. Почему мы всегда помним и считаемся с малоприятной нам категорией "встречающих" в коллективе. И очень мало ценим незаметное присутствие сочувствующих и поддерживающих нас в адаптационный период. Тех, кто помогает преодолеть напряженность первых дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после одобрения модератором.

Поделитесь с друзьями